18 коммент.

Все знают, что я веду блог о работе? Кто не знает, милости прошу ознакомиться с содержанием 🙂 Блог начинался как дайджест новостей сайтов по поиску работы, но я все больше и больше начал писать не о трудоустройстве и сайтах, помогающих в этом нелегком деле, а самом процессе работы. Писать было с чего, т.к. помимо основной сравнительно спокойной и интересной работы перед глазами постоянно находятся большие и малые коллективы моих клиентов, рабочие группы из компаний-партнеров, друзья постоянно рассказывают, что же у них происходит в компании и каким образом они борются с этим злом, а может и добром, а может, и не борются вовсе.

Данный пост - гостевой пост Сергея Колесниченко.
Если есть желание побывать у меня в гостях, пишите: al.kirik@gmail.com, с моей стороны благодарность в виде ссылок.

Мне задают вопросы, что дает мне право поучать своих читателей, как надо и как не надо управлять людьми, мол, бизнеса своего у меня нет, публичные проекты, которые я веду — это так, хобби, работаю я на дядю непонятно кем и непонятно где, но несмотря на все это в каждой заметке блога сквозит настойчивое поучение.

Отвечу. Дело в том, что работа, бизнес это не набор инструкций, которые надо выполнять и все будет ОК. Я писал уже, что нельзя сходить на тренинг по продажам, законспектировать его, выполнить все рекомендации и таким образом поднять продажи, нельзя прочитать книжку о маркетинге, выполнить все рекомендации и обогнать Кока Колу на рынке прохладительных напитков.

Работа и бизнес — это система личных взаимоотношений, взаимоотношений инвестора и директора, директора и подчиненных, подчиненных директора и клиентов компании, подчиненных директора и поставщиков, подчиненных друг с другом.

Как известно, отношения чаще бывают неформализированные, чем наоборот, вот и возникает проблема нахождения баланса между весами всех связей в этом сложном социальном графе.

Человек, который управляет компанией, должен понимать, какие связи, какие отношения идут на пользу компании, а какие во вред. Смотрите сами.

Пример №1. Начальник и подчиненный находят друг с другом общий язык, дружат друг с другом, помогают на работе, общаются после работы, дружат семьями, поддерживают в офисе и в жизни. Начальник принимает правильные взвешенные полезные для бизнеса решения, которые не опротестовываются и не саботируются подчиненным, более того, с песней выполняются.

В этом случае мало кого волнует, какие мотивы двигают каждым из них и приводят к такому взаимопониманию. Возможно, это такой вид дружбы, когда оба друг друга понимают с полуслова, возможно, это просто бизнес-интуиция одновременно раскрытая в равной степени у обоих, может, это понимание важности общего дела. Как разница? Неформальные отношения начальника и подчиненного приносят бизнесу пользу.

Пример №2. Начальник и подчиненный неплохо ладят друг с другом. Настолько неплохо, что вместо воруют у компании и делят сворованное друг с другом. Дружба, понимание, личные отношения — все, как в предыдущем примере, только результат противоположный. "Снюхались", — скажет опытный управляющий и разнимет сладкую парочку, выписав им направление на один из сайтов по поиску работы в Украине.

Пример №3. Берем отношения неприязни между начальником и подчиненным. Начальник что-то непрофессиональное чудит, подчиненного это бесит, о чем тот не забывает начальника известить. Если бы у них не было арбитра в виде самого высокого руководителя, то от подчиненного скорее всего уже избавились бы, но в данном случае подчиненный мимовольно выполняет функцию контролера. Тут же стоит заметить, что оба на работе держатся исключительно за счет своих неформальных социальных связей. Один под чьим-то крылом остается начальником, несмотря на свою некомпетентность, и второго вздорного "забияку" тоже не увольняют, хотя в более уравновешенном и лучше компонованном коллективе не было бы ни одного ни второго.

В общем влияние таких отношений на бизнес компании сугубо отрицательное, хотя в сложившейся ситуации, когда начальника нельзя уволить, ему надо найти противовес.

Пример №4. Тот же случай, что и в предыдущем примере, т.е. начальник профессионалом не является, самодурствует и что-то чудит. Его подчиненный начальника не поддерживает, но вместо функции контроля берет на себя функцию творца. Т.е. возникает ситуация, когда начальник и подчиненный друг с другом не ладят, подчиненный показывает личным примером, что и как надо делать.

Для компании ситуация острая и неоднозначная. С одной стороны отношения резко отрицательные, с другой стороны для компании эти отношения выливаются во вполне определенные конструктивные действия. Если непрофессионализм начальника является катализатором и вдохновителем для подчиненного, то начальника нельзя увольнять, нельзя повышать в должности подчиненного, надо оставлять ситуацию, как есть до момента, пока этот "тандем" работает, пусть главной движущей силой этого тандема будет рознь и непонимание друг друга.

Как видите, я сходу нарисовал матрицу из четырех примеров, когда и положительные и отрицательные личные взаимосвязи между начальником и подчиненным могут иметь разные результаты. А теперь представьте себе, что помимо связей между начальником и подчиненным могут быть другие связи и отношения.

Теперь вы понимаете, что когда я пишу о бизнесе, я пишу о взаимоотношениях, чтобы писать о взаимоотношениях, не обязательно быть Ричардом Бренсоном или Биллом Гейтсом, можно быть обычным менеджером среднего звена с опытом управления проектами с количеством вовлеченных людей от 2-х до двух сотен.

Также несложно догадаться, что для понимания большинства бизнесов, наверное, кроме тех, где вовлечена фундаментальная наука, достаточно хорошо разбираться в человеческих отношениях, и в этом случае крайне необходимо понимать, что не существует единого подхода, не существует универсальной таблетки-инструкции, которую раздаешь всем у себя в компании, и все становится на рельсы и плавненько едет, набирая скорость.

Есть авто! поможет выгодно продать автомобиль.
Есть квартира! — теперь и недвижимость в России.
Есть домен! — подбор доменов стал проще.

Как сюда попасть?